Чернобыльская катастрофа: Воспоминания ликвидатора и его роль в минимизации последствий

Ядерная катастрофа произошла 38 лет назад и изменила жизнь большого количества белорусов. После аварии на ЧАЭС около 138 тысяч жителей страны навсегда были эвакуированы из зоны загрязнения, 200 тысяч выехали самостоятельно. Но были и те, кто ехал не от опасности, а навстречу ей.

Сегодня даже само слово “Чернобыль” вызывает ужас, а сразу после аварии первые ликвидаторы отправлялись в командировку на Гомельщину, не до конца осознавая масштабы катастрофы.
Так случилось и в жизни Андрея Шатило. Молодой могилевчанин проходил службу в армии с 1984 года. До демобилизации оставалось чуть больше месяца, а тут сообщение об очередном выезде… К внезапным перемещениям с места постоянной дислокации расчетам, обслуживавшим станцию тропосферной связи Р-412, было не привыкать. Но это стало самым необычным и опасным.
28 апреля часть подняли по тревоге и отправили в Хойники, где связисты развернули оборудование и занялись привычным делом. Но не в совсем обычных условиях. Радиационный фон составлял десятки кюри, поэтому принимались меры предосторожности: более частые санитарно-гигиенические процедуры, регулярная смена одежды, пользование респиратором. Этого было, безусловно, недостаточно, но отношение ребят к “хлопотным неудобствам” было не очень серьезным: весна, погода прекрасная, люди вокруг спокойно работают, местные жители сажают огороды — все надеялись на лучшее, а молодость добавляла оптимизма.

Андрей являлся помощником начальника станции, поэтому много времени проводил в ее аппаратной, которая имела неплохую защиту от проникновения радиации. И хотя нередко приходилось оказывать помощь линейщикам в прокладывании кабеля, погрузке и выгрузке имущества, обошлось без ощутимого вреда здоровью.

Вместе с другими военнослужащими Шатило налаживал прямую связь с центрами принятия решений для штабов различных служб, задействованных в ликвидации последствий аварии: милиционеры, военные, медики, спасатели — кого там только не было.

Местное население стали отселять под конец мая, и проходил этот процесс непросто: покидать малую родину люди не хотели, волновались, что не знают, куда едут и на какое время.
Конечно, для Андрея и его сослуживцев таких моральных дилемм не существовало. Они выполняли свой долг перед Родиной, пока не наступила пора покидать загрязненную территорию. А тут и демобилизация подоспела.

Юноша вернулся к учебе в пединституте, которую прервала служба в армии. На последнем курсе женился. Позже вместе с семьей переехал в Осиповичский район. Здесь возглавлял Ясеньскую школу, а с 2008 года является бессменным руководителем Ясенского сельисполкома.
Когда наступает 26 апреля, Андрей Александрович невольно вспоминает свою военную службу, тропосферную станцию и участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии. Его личный вклад в грандиозную по масштабам и трагизму эпопею вроде бы не очень велик. Но вот именно такие, незначительные на первый взгляд, усилия, собранные вместе, сумели свести к возможному минимуму разрушительные результаты самой серьезной техногенной катастрофы ХХ века.

Источник: сайт районной газеты “Асіповіцкі край”